Статья для журнала "Праздник жизни"

Парапланеризм – это вид спорта, в котором можно стать знатоком воздуха, гурманом воздуха, и партнером воздуха. Это чистое удовольствие от общения с воздухом.

Параплан – самый доступный и простой в освоении летательный аппарат, при правильном подходе к безопасности, - не опаснее велосипеда. Он дает пилоту огромное удовольствие от полета, который может длиться часами.
Полет на параплане дает человеку состояние, которое знакомо людям, практикующим медитацию. Небольшой полет в состоянии гармонии с воздухом полностью выстраивает все энергии, уравновешивает, дает ясность, легкость, и мощь, которые на земле доступны лишь немногим.
Скорость полета параплана – это  скорость быстрого бега. Управление очень простое: потянул левой рукой вниз – повернул влево, потянул правой рукой – повернул вправо, потянул обеими руками – притормозил, поднял руки вверх – набрал скорость. Со стороны все выглядит легко и приятно. Для опытного пилота так полет и ощущается. Для новичка же путь к легкости и уверенности может длиться годами.

В этой статье я расскажу о полете, о том, как я вижу становление пилота, о том, какой путь нужно пройти, чтобы стать Пилотом с большой буквы.

НАЧАЛО
Путь в парапланеризме начинается с работы над своим телом. В поле учатся поднимать и удерживать параплан над собой, двигаться с ним без отрыва от земли. Информацию о том, что происходит в воздухе, крыло передает на руки и в область копчика небольшими изменениями нагрузки. Пока тело сковано и напряжено, параплан будет дергаться, валиться в сторону и делать все, что ему вздумается. Для того чтобы почувствовать эту нагрузку, нужно проработать телесные зажимы, которые видны опытному инструктору. Чтобы найти общий язык с крылом, движения тела должны стать пластичными и уверенными, а руки почувствовать малейшие изменения нагрузки.
Когда общий язык с парапланом найден, переходят к первым полетам. Для этого выезжают на ближайшие горы, пригодные для полетов, за 120 км от Екатеринбурга. Здесь к телесным практикам подключается работа ума – нужно научиться планировать и придерживаться плана полета, от старта и до посадки.
Во время полета необходимо держать во внимании изменение высоты, направление и скорость полета, свое положение относительно склона, следить за изменением ветра, чтобы в итоге совершить посадку в заданной зоне. По мере роста навыков полеты усложняются, и можно уже приступать к  полетам в динамике.
Воздух движется прямо на склон горы, огибает его и поднимается вверх. У ветра рядом с горой появляется вертикальная составляющая, в которой можно часами летать без снижения, и даже набирать высоту. Таких полетов достаточно, чтобы получать удовольствие.
Для дальнейшего роста пилоту нужно близко познакомиться со стихией, которая держит и несет его в своих объятьях.

ВОЗДУХ
Воздух для пилота – это океан. Когда пилот смотрит на кучевое облако, он охватывает вниманием огромную массу воздуха. Он представляет, как воздух прогревается внизу, как он плавает по поверхности земли теплым озерцом, как начинает подниматься при достаточном нагреве, как множество небольших восходящих потоков объединяются и образуют мощный термический поток, как этот поток теплого воздуха стремится вверх на огромную высоту и входит в облако. К этому моменту воздух охлаждается, в нем конденсируется влага, и он клубится в облаке влажным белым туманом.
В глазах пилота облака находятся в постоянном движении: рождаются, растут, распадаются и исчезают. Наблюдение этой картины дает пилоту множество информации. При достаточной практике пилот начинает понимать воздух и предугадывать развитие погоды.

БЕЗОПАСНОСТЬ
Безопасность – ключевой момент в парапланеризме. Именно подход к безопасности делает перелет на пассажирском самолете безопаснее поездки на автомобиле.
В воздухе беспечность может привести к тяжелым и даже фатальным последствиям. Отношение к безопасности формирует инструктор – человек, которому начинающий доверяет свою жизнь. Люди, которые учились летать самостоятельно, с горечью вспоминают о неоправданно большом риске, которому они себя подвергали. Видеть риск – это то, чему необходимо научиться у инструктора.
Пилот всегда должен понимать, что происходит с ним в воздухе. Если возникает непонимание и дискомфорт от полета, это сигнал о том, что не хватает знаний и/или опыта, тогда полет следует прекратить и проанализировать причину дискомфорта.
Пилоту постоянно нужно учиться анализировать погодные условия, а также - реально оценивать свои навыки. Знать условия, в которых можно расслабиться. Быть готовым быстро ускорить внутренний ритм при изменении летных условий, реагировать четкими уверенными действиями. Наработка таких навыков открывает перед пилотом новые возможности.

МАРШРУТ
Маршрутный полет – это длительный полет с использованием термических восходящих потоков. Такой полет может начаться утром и закончиться вечером, за это время пилот может преодолеть более ста километров. Маршрутный полет проходит в постоянно меняющихся условиях: в восходящем потоке теплый воздух поднимается, рядом опускается прохладный воздух, на границе этих потоков полет может быть очень нестабильным. Пилот должен быть готов к изменению условий, к резким подъемам и просадкам, а при необходимости – к применению запасного парашюта. Пилот берет на себя больший риск, но, зато какие можно совершать полеты!… Парящие полеты в полной тишине, наедине с собой, на высотах более километра, рядом с облаками. А если такой полет проходит в горах Болгарии, Непала, Индии – в одном потоке с орлами, над древними храмами... Такие полеты запоминаются на всю жизнь.

МАРШРУТ БЕЗ РИСКА
Можно ли совершать перелеты в стабильных условиях, без использования термических потоков и лишнего риска? Да, это возможно.
Для этого используют двигатели, что раскрывает новые возможности. Для полета подходят стабильные ровные условия –  штиль и слабый ветер. Взлететь можно с любой ровной площадки рядом с городом: завел мотор, нажал на газ и ты - в воздухе. Если приобрести установку с электростартером, то заводить и глушить двигатель можно прямо в полете. Топлива хватает на один-два часа полета, за это время можно набрать высоту более 2-х километров. Недостатки тоже присутствуют - двигатель шумит и вибрирует, притупляет чувство воздуха, полет становится более механическим. Мотор и бензин нужно где-то хранить и возить с собой в машине. Двигатель стоит немалых денег. Но для пилотов-моторщиков это не препятствие. Тем более если приобрести паралет, ведь тогда с собой можно взять пассажира и разделить с ним радость полета. Полет становится доступнее, а это стоит многого.

Справочная информация:

Параплан – крыло из ткани площадью 24-40 кв. метров, весом около 8 кг. В сложенном состоянии помещается в рюкзаке средних размеров. Летает со скоростью 30-45 км/час.

В полетах на параплане есть три основных направления:
·    свободные полеты – парящие полеты без двигателя. Стоимость нового комплекта от 1,6 до 3 тысяч евро. Комплект помещается в большом рюкзаке.
·    полеты на парамоторе – ранцевом двигателе с толкающим винтом, расположенным за спиной пилота. Стоимость нового комплекта от 4 до 6 тысяч евро. Комплект можно перевозить в багажнике любого автомобиля.
·    полеты на паралетах – двухместных моторных установках, размещенных на раме с колесами (зимой лыжами). Стоимость нового комплекта от 8 до 10 тысяч евро.  Для перевозки паралета нужна машина с большим багажником (например, микроавтобус) или прицеп.